Мы угадали ваш город?
Ваш город РОССИЯ
Портал «Я Покупаю». Смотри и покупай

Ее дети в списке Forbes: Эстер Войжитски о том, как вырастить ребенка успешным

Педагогические приемчики одной из самых знаменитых мам Америки.
20 августа 2021, 08:00
0
787_large

Эстер Войжитски — журналист, преподаватель, автор книги «Как воспитать успешного человека». А еще мама трех дочерей — сейчас все они занимают руководящие посты в крупных компаниях и находятся в списке Forbes. Еще из интересного: родители Эстер эмигрировали в США из России, из Красноярска.

Эстер Войжитски назвала свою стратегию TRICK — по первым буквам ключевых слов Trust (доверие), Respect (уважение), Independence (независимость), Collaboration (сотрудничество) и Kindness (доброта).

По-русски ее называют 5С: самодоверие, самоуважение, самостоятельность, сотрудничество и сердечность.

Самодоверие

Эстер говорит, что самое главное, что она делала в воспитании, — верила в своих детей и уважала их интеллект. Причем с раннего возраста.

Например, когда дети были маленькими, Эстер работала из дома. Чтобы у нее было время на себя и работу, она выстроила детям жесткий распорядок дня. Они ложились спать в семь вечера, а утром (пока мама спит) сами готовили себе завтрак из мюсли и йогурта — в возрасте 2-3 лет.

В мире кризис доверия. Родители боятся, и страх передается детям. Мы не решаемся быть самими собой, идти на риски, противостоять несправедливости. Нужно быть уверенными в себе. Человек, уверенный в самом себе, доверяющий своему родительскому чутью, позволит детям самостоятельно принимать важные и необходимые решения, чтобы стать по-настоящему независимыми.

Эстер учила детей независимости и самостоятельности, давая им независимость, — совсем как Анна Быкова, с ее правилами ленивой мамы. Ее уверенность в них помогла детям поверить в себя — и они действовали разумно.

Самоуважение

Самоуважение и уважение других базируется на идее принятия, что все люди разные. Для родителей это бывает трудно: желая ребенку добра и тревожась о его судьбе, они пытаются везде подстелить соломку и выбрать путь за ребенка.

В книге Эстер рассказывает об одной своей ученице. Ее родители — врачи, которые хотели, чтобы дочь продолжила династию. Девочка получила медицинское образование, но не работала по специальности ни дня. Кроме того, что она была несчастна сама, она еще и занимала чье-то место — кого-то, кто действительно мог бы стать блестящим врачом. Знакомый сценарий, не так ли?

Уважение к себе и другим — наиважнейшее качество родителя, когда речь заходит о самостоятельности и индивидуальности ребенка. Все дети одарены и талантливы по-своему, а талант — дар всему миру.

Родители обязаны взрастить способности, какими бы они ни были. При таком подходе мама с папой не указывают чаду, кем быть, какую профессию осваивать и как вообще жить; наоборот, поддерживают ребенка в его начинаниях, в попытках достичь его собственных целей.

Родители почему-то забывают, что хотят своим детям счастья, а не просто добиться своего. Иногда дети просто не хотят идти по тому пути, который выбирают им старшие. Это их право. А родители могут только предлагать, но не навязывать, то есть не твердить изо дня в день одно и то же.

Самостоятельность

Эстер вспоминает, что давала множество простых поручений по дому: убрать со стола, помыть посуду, приготовить самим себе завтрак с утра. Когда дети подрастут, они могут ходить в магазин, узнавать цены и оплачивать мелкие счета. Если в доме сломался кран или потек кондиционер, стоит позвать детей на помощь — пусть они помогают взрослым с этим разобраться.

Самостоятельность стоит на прочном фундаменте доверия и уважения. Ребенок, с детства приученный держать себя в руках и нести ответственность за поступки, сможет гораздо лучше справляться со сложностями и вызовами взрослой жизни, принимать новаторские решения и мыслить творчески.

По-настоящему самостоятельные дети справляются со всеми невзгодами, неудачами, скукой, всеми теми неизбежными, пусть порой не самыми приятными сторонами жизни. Они полностью контролируют ситуацию, даже когда кажется, будто вокруг хаос.

Кроме того, Эстер советует через самостоятельность обучать планированию. Пусть дети придумают, как семья проведет выходные: куда пойти, где перекусить, сколько потребуется денег. В конце концов, Интернет есть у всех.

И еще. Не позволяйте детям жить с вами до старости. Для этого научите их обращаться с деньгами.

Сотрудничество

Эстер говорит, что всегда старалась подчеркнуть, что, если дети столкнутся с какими-то проблемами, она всегда готова помочь. Родитель — это их друг и главный источник поддержки.

Помощь, сотрудничество, коалиция — слова, пожалуй, говорят сами за себя. Сотрудничество в семье, в классе, на рабочем месте. Родители обязаны побуждать детей участвовать в дискуссии, принятии решений, в обеспечении дисциплины.

В XX веке важнейшим навыком было умение подчиняться правилам, поэтому родители полностью контролировали отпрысков. В XXI веке так дела не делаются. Нельзя просто указывать детям, нужно интересоваться их мыслями, помогать отыскивать решения.

Вот, к примеру, проблема гаджетов — запрещать бессмысленно, это ничего не дает. Эстер считает, что обращение с гаджетами требует самоконтроля и понимания, когда время подходящее, чтобы использовать мобильный телефон, а когда — нет. Это сложный вопрос, и у многих взрослых нет на него ответа.

Стоит позвать на помощь детей: они умеют обращаться с этими штуками лучше нас, ведь они практически родились с гаджетом в руке. В семье Эстер правила уместного использования смартфонов разработали ее внуки. Например, за столом у них принято общаться, а после ужина все играют в настольные игры. Дети следуют своим решениям и следят за другими.

Сердечность

Эстер Войжитски понимает сердечность широко. Это не просто хорошие отношения в семье, а доброта, обращенная на мир.

Странно, но к самым дорогим людям мы порой относимся без сострадания, сердечности, доброты и внимания, достающимся посторонним. Конечно, всякий родитель любит детей, но сердечность становится чем-то само собой разумеющимся в его глазах.

А вот о том, чтобы показать на своем примере хорошее отношение не только к членам семьи, но и ко всему миру, речи зачастую не идет. Настоящая доброта — это благодарность и умение прощать, желание и готовность помогать другим, осознание: мир не ограничивается одним тобой.

Пусть волонтерство и социальная активность станут частью вашего семейного времяпрепровождения. Так ребенок с детства понимает, что некоторые люди лишены базовых благ не потому что они плохие, а потому что так сложились обстоятельства.

Это могут быть субботники в школе, уход за престарелыми или хотя бы помощь в раздаче еды бездомным. Главное, что следует запомнить: пусть общественные работы не становятся наказанием.

Так, а что с наказаниями?

Эстер не утверждает, что она святая, но у нее интересный метод наказывать. Если ребенок напортачил, она просит написать его эссе. А детей помладше — нарисовать картинку.

Объясняется это просто: текст или рисование заставляет отрефлексировать событие. Мы же хотим, чтобы ребенок задумался о своем поведении и сделал выводы? Кажется, это и впрямь может сработать.

Не можешь изменить реальность — измени отношение

Эстер Войжитски выросла в бедной семье, в тяжелые времена. Но это не сделало ее пессимисткой.

Моя позиция такова: в жизни неизбежно случаются неприятности, и единственное, что ты можешь контролировать, — это свою реакцию на эти события, то, как ты их воспринимаешь.

Дети Эстер Войжитски сделали блестящую карьеру, а еще сохранили теплые отношения с матерью. Похоже, Эстер была права, когда доверяла им и уважала их решения.

Что вы думаете о системе Эстер Войжитски? Близки ли вам ее ценности, и применима ли она к российским реалиям? Почитайте, как воспитывают детей миллиардеры.

Ольга Горячева