Эксперименты с детьми: как родители-ученые спасали мир (или тешили эго)

Некоторые эксперименты спасли человечество, а некоторые поражают жестокостью.
18 октября 2021, 08:00
0
285_large

История мировой науки немыслима без открытий, сделанных опытным путем. Но иногда объектами экспериментов становились дети, причем с согласия родителей. Более того, порой мамы и папы и были экспериментаторами! Мы расскажем о самых известных (и бессердечных) опытах, которые проводились над детьми.

Эдвард Дженнер заразил сына оспой

View this post on Instagram

Публикация от Zhizn_zvezd (@zhizn_zvezd8)

В конце 18 века английский медик Эдвард Дженнер выдвинул гипотезу, что человек, переболевший коровьей оспой, гораздо легче перенет более тяжелую форму, поражающую людей. Чтобы доказать это, Дженнер решил задействовать... собственного сына 5-летнего Эдварда-младшего.

Ученый недрогнувшей рукой заразил малыша вирусом оспы через свежий порез на руке, а после того, как мальчик выздоровел, отец заразил его еще раз уже «человеческим» вирусом. К счастью, все закончилось хорошо, и эксперимент над маленьким Эдвардом помог человечеству бороться со смертельной болезнью.

Хорошо, что Эдвард Дженнер не ошибся. Ведь ошибки докторов и педагогов порой дорого обходятся следующим поколениям: Теперь мучаемся: в чем ошибались знаменитые педагоги прошлого

Элиэзер Бен-Йехуда заставил сына выучить мертвый язык

View this post on Instagram

Публикация от Zhizn_zvezd (@zhizn_zvezd8)

В 1881 году ученый Элиэзер Бен-Йехуда эмигрировал в Палестину и обнаружил, что на священной еврейской земле никто не говорит на едином древнем языке — иврите. Бен-Йехуда задался целью возродить иврит, который к тому времени считался мертвым языком и использовался только для богослужений.

Ученый решил сделать носителем иврита своего сына Итамара. Мальчика изолировали от окружающего мира: родственников, друзей и соседей. Итамар целыми днями должен был учить иврит и практиковаться в разговорной речи. Единственным собеседником маленького лингвистического узника был его отец.

Спустя несколько лет Итамар свободно общался на иврите, а Бен-Йехуда стал обучать и других детей. Спустя годы иврит стал государственным языком Израиля.

История знает и другие случаи, когда родители проявляли поразительное бессердечие по отношению к собственным детям: Сдали в приют: великие личности, которые бросили своих детей ради карьеры (даже Мария Монтессори)

Луи Дидье пытался сделать из дочери сверхчеловека

View this post on Instagram

Публикация от ZAMBEZZIYA(попытка#2) (@zambezziya_)

Автором одного из самых бездушных экспериментов над собственным ребенком был француз Луи Дидье. Он много лет вынашивал планы по воспитанию сверхчеловека, и, когда в 1957 году у него родилась дочь, Луи решил: пора.

С первых дней жизни крошка Мод подвергалась психологическим и физическим испытаниям, которыми без устали фонтанировал ее отец. Ледяные обливания, сон не более 3-4 часов в сутки, регулярные голодания, игра на всех музыкальных инструментах, изучение иностранных языков — и все это в полном одиночестве, ведь отец считал, что вмешательство других людей нарушает ход его эксперимента.

Кроме того, Луи Дидье практиковал холодное, отстраненное отношение к Мод, запрещая ей разговаривать (если это не ответ на его вопрос) и плакать. Некоторые его методы шокируют даже бывалых психологов. Так, узнав, что Мод боится грызунов, Луи несколько месяцев подряд на ночь запирал дочь в подвале, кишащем крысами.

После того, как 18-летняя Мод вырвалась из-под опеки отца, ей очень долго пришлось восстанавливать здоровье как физическое, так и психологическое. Она стала психотерапевтом и написала книгу, в которой поведала обо всем, что ей пришлось пережить по воле отца-экспериментатора.

После такого трудно ждать теплого отношения от дочери. К сожалению, случаи, когда дети отрекаются от своих родителей, нередки: Жестокое поколение: дети знаменитостей, которые отреклись от своих родителей

Уинтроп Келлог растил сына вместе с шимпанзе

View this post on Instagram

Публикация от ПЛАНЕТА ЖЕНЩИН (@planeta_women_)

В 1930-х ученые задались вопросами человеческого интеллекта. В частности, их интересовало, чем, касательно интеллекта, мы обязаны наследственности, а чем — воспитанию.

Существовала даже теория, что у некоторых, наиболее умных животных — шимпанзе, например, — отсутствие речи, хороших манер и морали объясняется исключительно тем, что никто не пробовал растить их как человеческих детей. Поборником этой теории был Уинтроп Келлог, который решил провести опыт и задействовать в нем своего новорожденного сына Дональда.

Ученый принес домой детеныша шимпанзе и стал растить его как своего ребенка, наравне с родным сыном. Время от времени Келлог проверял обоих «сыновей» на выносливость, ловкость и сообразительность. 

Увы, обезьяна так и осталась обезьяной. А вот малыш Дональд стал сильно отставать в развитии, копируя своего «брата»-шимпанзе. Когда мальчик начал изъясняться с родителями рычанием и передвигаться по-обезьяньи, отец-ученый объявил о завершении эксперимента.

Впрочем, жестокое отношение к детям (конечно же, из лучших побуждений) практиковалось не только в науке и семье, но и в образовании: Голод и унижения: как жили и чему учились воспитанницы Смольного института

Голубева Манана
  • Сейчас читают