Мы угадали ваш город?
Ваш город РОССИЯ

Раннее развитие ребенка. Что нужно знать, чтобы не навредить?

Известный лозунг «после трех уже поздно» в последние годы психологи ставят под сомнение. Заниматься с ребенком можно и нужно с рождения, но главное — не опережать его естественное развитие. Соблюдайте меру — и результат вас обязательно порадует.
17 января 2017, 10:00
0
487_large

Правило первое. Занятия в удовольствие

Ваш малыш — индивидуальность с собственным планом развития. И этот план может не укладываться в табличные границы устаревших книг. За исключением диагностированного отставания в развитии, неумения вашего ребенка относятся к вариантам нормы. Малыш никому ничего не должен, выбросите это слово из лексикона и головы.

Развивать ребенка можно и нужно, но только исподволь, ориентируясь на его настроение и желание. Главные постулаты наиболее популярных сегодня методик базируются на правиле: не настаивать, не давить, не заставлять.

Правило второе. Экспериментируйте в поисках своего пути

Иная мама, воодушевившись примером подруги, скупает в магазине карточки Домана и носится с ними за малышом, тыча ему их в нос к месту, а чаще не к месту. А чадо, вот же незадача, совсем не похож на соседскую умницу-девочку и не интересуется этими непонятными для него картинками. Знай себе веником машет и крупу по дому рассыпает.

Что сделает в этой ситуации мудрая родительница? Прочитает книгу о методике Монтессори и успокоится. Ведь это направление предполагает максимальное вовлечение малыша в жизнь взрослых. В садах Монтессори дети не только убирают за собой игрушки, но и пекут пироги, готовят салаты, стирают и даже гладят белье. Методические материалы там просты, доступны и порой состоят из обычных вещей. Детки переливают воду из сосуда в сосуд, перебирают фасоль, играют с песком и делают все то, что чистоплотные родители порой запрещают им делать дома. Конечно, в центрах Монтессори есть и специальные пособия и методические материалы.

Имеются они и в методике Никитина. Его наборы «сложи квадрат» отлично развивают математические навыки и пространственное видение. Но и эти игрушки придутся не каждому ребенку по душе. Что ж, значит нужно искать свой особый путь. Дайте малышу возможность попробовать весь этот многообразный мир «на зуб», ненавязчиво подсовывая ему карточки Домана и пособия Никитина, кубики Зайцева и блоки-вкладыши Монтессори.

Правило третье. Всему свое время

Кубики Зайцева рекомендованы детям, начиная с одного года. Известны случаи, когда крохи выучивали по ним слоги. И говорят, некоторые дети даже осваивают по ним чтение к двум-трем годам. Допускаю, что это правда, но не понимаю, зачем? За исключением тяжелой дислексии (это уже медицинский случай) обычные дети без труда начинают читать к 6-7 годам. Именно в этот период в мозгу созревают центры, отвечающие за навык чтения, и ребенок без труда им овладевает. Можно обмануть природу и опередить ее на пару лет, однако это не гарантирует ни успехов в школе, ни других достижений. А вот невроз заработать вполне реально.

Правило четвертое. Развитие повсюду

В жизни маленького человека нет ничего второстепенного. Для него прогулки с мамой так же важны, как рисование или собирание пазлов. А иногда и важнее. Разглядывая вместе зеленые листочки, изучая жучков и паучков, вы развиваете чадо ничуть не меньше, чем родители, оплатившие своему отпрыску курс греческого языка или занятий на арфе. Кстати, в продолжение этой идеи появились универсальные игрушки — бизиборды. Умельцы собрали на одной доске все, что занимает маленьких естествоиспытателей — замочки, защелки, шестеренки и другие механизмы. Такое пособие развивает воображение и мелкую моторику рук. Оно не дает энциклопедических знаний, но зато дарит представление об окружающем мире.

Рекомендуем:

Правило пятое. Физическое равно интеллектуальному

Доказанный факт: физическое и интеллектуальное развитие дополняют друг друга – идут, что называется, рука об руку. По исследованиям, динамическая гимнастика, обучение плаванию с рождения, занятия на специальных гимнастических комплексах помогают ребенку развивать интеллект.

Основные идеи популярных методик раннего развития

Борис Никитин

Ребенку не навязывается программа обучения. Он погружается в нее через игру, которую осваивает при активном участии взрослых. Те только объясняют правила, но ни в коем случае не дают подсказок. Задания усложняются поэтапно и только после того, как ребенок выполнит предыдущие и окажется готов к переходу на новый уровень. Если ребенок утратил интерес к игре, ее нужно на время оставить. Большое внимание Никитины уделяют физическому развитию детей.

Мария Монтессори

Основные принципы этой теории — свобода выбора, занятия со специальными дидактическими материалами, контроль над ошибками, соблюдение правил работы в Монтессори-среде, разновозрастность (в специализированных садах дети не делятся по возрастным группам), отсутствие оценок и соревновательных элементов.

Николай Зайцев

Нетрадиционный способ научить ребенка читать в раннем возрасте. В основе теории лежит наблюдение о том, что дети не разделяют твердые и мягкие звуки, глухие и звонкие. Поэтому основной единицей обучения, по Зайцеву, стал склад — сочетание двух или нескольких созвучных букв. Во время занятий малыш показывает склады на кубиках и таблице.

Глен Доман

Изначально методика была разработана для работы с умственно отсталыми детьми и показала феноменальные результаты. После чего ее взяли на вооружение педагоги и родители обычных детишек.

Основные принципы — важность физического развития, раннее обучение чтению и счету при помощи специальных карточек, получение энциклопедических знаний. Малышей учат читать слова целиком: по мнению Глена Домана, так ребенку запомнить проще, чем разбивать слово на буквы, а потом в уме складывать заново. Кроме того, сторонники методики полагают, что легче всего мы воспринимаем информацию через факты, поэтому детям нужно предоставлять их как можно больше. Поэтому малышам каждый день показывают карточки, разбитые на темы и категории.

Плавание с рождения

С рождения до трех месяцев у младенцев сохраняются плавательные рефлексы. Главное их закрепить, считают приверженцы раннего обучения плаванию. Они запускают малышей в ванную или бассейн, следя за тем, чтобы те не испугались и сохранили базовое доверие к воде. Мой опыт и опыт моих друзей свидетельствует о том, что заниматься этим должны профессионалы. Активное плавание — действительно фундамент для физического и интеллектуального развития, но ошибки могут привести к плачевным результатам, вплоть до стойкой боязни воды.

Закажите в магазине «Десятое королевство»:

В статье были использованы фотографии с сайтов: detskoerazvitie.info, tandem54.ru, mchildren.ru, мамы.укр, imandraproject.ru, detki-pogodki.ru, newpeople.com.pe, razigrushki.ru, babadu.ru, kirova47.ru

Комментарии
Обязательно для заполнения
Добавить изображение Формат .jpg, .png. Размером не более 15 Мб
    x

    Чтобы получать уведомления, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться