
Роза – любимый многими женщинами цветок. Все знают, что белая роза символизирует невинность, красная – страсть, а жёлтая – разлуку…
Но, оказалось, что история символизма розы имеет очень древние корни и не так однозначна.
Самые первые сведения об этом чудесном растении встречаются в древнейших сказаниях, а родиной «королевы цветов» по праву считается Иран (Персия). По-персидски роза называется «гюль», а Персия с давних времен имеет второе название – Гюлистан. Персы вывели огромное множество видов роз разных форм и расцветок, порой самых экзотических.
В Древней Греции роза была посвящена богине любви Афродите. Венками из роз украшали невест и осыпали новобрачных. Греки считали, что белая роза явилась из пены, которая покрывала рождающуюся Афродиту, богиню любви и красоты. Ни один цветок не наделили такими разными смыслами и символами, как розу. В бутоне розы греки видели символ бесконечности. Но «дева-роза» называли юных прекрасных девушек, напоминая, что и их век красоты не долог.
Известно, что знаменитая египетская царица Клеопатра придавала розе огромное значение, и ублажала с помощью её аромата Цезаря и Марка Антония. Роза в Риме имела ещё одно значение: она стала символом молчания, сохранения тайны. Во время пиршеств с потолка залы свешивалась искусственная роза – она была посвящена богу молчания Гарпократу.
Улицы городов империи были пропитаны густым ароматом розового масла, им умащались гладиаторы перед схватками в Колизее. А знатные матроны набивали подушки лепестками роз. В Древнем Риме роза отождествлялась также с Венерой, и её происхождение связывали со слезами богини.
Интересно, что в Древней Греции, в Древнем Риме и в Китае роза также связывалась и с похоронами, со смертью. Нередко ее превращали в цветок загробного царства.
С XII в. роза вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых её знаков.
Атрибутика розы играла огромную роль в войне между Алой и Белой розой, то есть в войне между домом Йорков и домом Ланкастеров в Великобритании. Началась эта война в 1455 г. в дворцовом парке Тампль из-за пустячной ссоры между Йорками и Ланкастерами. Война получила название из-за того, что на гербе Йорков красовалась белая роза, а на гербе Ланкастеров – красная.
Роза, как символ была популярна в средневековой куртуазной литературе, новоевропейской любовной лирике, эротике XVI-XVIII вв.
В XVII в. тайное общество Розенкрейцеров сделало розу своим символом. Слово «розенкрейцер» происходит от слов «роза» и «крест». Роза – знак чистоты и высшей материи, крест – символ земной доли, четырех сторон света, Распятия. По другой версии, розенкрейцеры получили свое название от имени своего легендарного основателя – Христиана Розенкрейца, который жил в XV в. Но возможно, имя основателя общества само по себе символично. Имя Христиан может происходить от креста, а также от религии (христианин), которую исповедовал этот человек, а фамилия – от названия цветка, ставшего символом тайной организации.
В XVII в. роза также прочно входит в культуру барокко.
Вершиной поэтического осмысления этого розы в европейской культуре можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных в финале «Божественной комедии» Данте. В раю поэт видит огромную пламенеющую розу, лепестки которой – души праведных, а высший из них – Богоматерь.
После Данте роза все чаще символизирует духовное избранничество (вспомним розенкрейцеров), высокое этическое совершенство, творческий порыв.
В XIX в. язык цветов приписывал розе уже исключительно значение любовного признания. Но при этом различали розы по сортам: австрийская роза означала «с большой любовью», дамская – «застенчивая любовь», белая – любовь тихая, а желтая – неверность. Впрочем, важно еще, с какими цветами роза соединена в букете.
Роза также становится символом в искусстве романтиков (У. Блейк, Д. Г. Россети, А. Штивтер и др.), символистов рубежа XIX-XX вв. (С. Малларме, О. Уальд, и др.), русских писателей начала XX в. (А. А. Блок, О. Мандельштам). В поэтическом цикле Вячеслава Иванова «Rosarium» роза связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному одру, и является как бы универсальным символом мира и человеческой жизни.
Образ розы присутствует и во многих произведениях искусства, в которых роза символизирует божественную гармонию мироздания.
В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemaling», т. е. живопись розы.