Показ-перформанс краснодарского дизайнера: моделей с неидеальными формами облачили в «картины» Малевича

Остаться равнодушными после перформативного показа одежды, который прошел в «Одном театре», было сложно. Нам — точно! Поэтому мы решили познакомиться со Светланой Эннс — дизайнером и автором арт-проекта. Про манифест о форме, нетипичных моделей и идею показа — в нашем эксклюзивном фотоинтервью.
23 июля 2019, 15:25
0
156_large

Расскажите о коллекции с показа? Что лежит в основе?

Моя летняя коллекция носит название «НОЛЬДЕСЯТЬ», в честь одноимённой выставки супрематистов в 1915 году, где был представлен известный на весь мир «Чёрный квадрат». Кажется, тяжело найти того, кто не слышал про эту картину. Полотна Казимира Малевича известны миллионам, но понятны единицам. Одних картины художника пугают и даже раздражают своей простотой, других восхищают и завораживают глубиной и тайными смыслами. Пусть первопроходец русского авангарда и творил для горстки избранных, но уж точно равнодушным он не оставил никого. Именно этой неоднозначной фигуре я и решила посвятить целый перформативный показ и 11 летних луков. Они демонстрируют разные периоды творчества Малевича. Именно поэтому начинается коллекция с чёрных комплектов, продолжается цветом и формой и заканчивается БЕЛЫМ комбинезоном НА БЕЛОМ комбинезоне.

Почему к своим показам привлекаете «немоделей»? 

В течение двух лет мою одежду демонстрируют не профессиональные модели, а обычные девушки из нашей жизни. Те, кого мы можем с вами встретить на улице, на работе, учёбе или в очереди в супермаркете. Мне хочется показать каждой, что мы можем не обращать внимание на общественное мнение и стереотипы, что нам навязывает вся fashion индустрия, а создавать свои идеалы красоты. Ведь часто, просматривая ленту соцсетей или листая глянцевые издания, мы видим идеальных девушек. На модных показах все как на подбор, а потом обычные девушки не понимают, как эта одежда сядет на их «неидеальное» тело, это порождает кучу комплексов. Но ведь одежда создаётся как раз для них, так почему бы не сократить этот путь к потребителю и заодно перестать множить эти самые комплексы?!

На данный момент в моих показах и фотосессиях приняли участие уже 102 обычные девушки в возрасте от 12 до 72 лет. Это девушки с цветными тату, шрамами на видном месте, с брекетами, фиолетовыми, синими, красными, розовыми волосами, разных национальностей, ростом от 150 до 186 см. Была мать тройняшек, две бабушки, девушки с крайне нестандартными фигурами, и каждая из них была неотразима, у каждой была своя необыкновенная история.

Чтобы найти девушек для показа я обычно устраиваю флешмоб в Instagram, где прошу порассуждать на разные актуальные темы. А принять участие в фотосессии я могу предложить кому-то прямо на улице, в автобусе или написать в профиле, если мне кажется, что именно такой типаж я вижу на фото.

Как долго пришлось работать с «моделями»? По какому принципу вы их отбирали, чтобы цепляла их история?

Во время каждого отбора я встречаюсь лично с каждой участницей. За неделю приходит порядка 60-ти человек, пару раз участвовали удаленно с Ростова, Ставрополя и Москвы. Мне важно объяснить каждой, что показы у меня довольно нестандартные, чтобы они были готовы к этому и морально, и готовы были выделить время на репетиции и примерки. Мне важно увидеть, что глаза горят и что они хотят быть причастны к подобному, что они не скованны и смогут выйти на публику. А также, чисто человеческий фактор: я не буду брать чересчур самоуверенных, тех, кто ставит себя выше или нечто подобное. Мне нравится, что мои «модели» начинают дружить после показа, они встречаются, вместе ходят в кафе, устраивают фотосессии и это ещё одна маленькая победа, мне хочется, чтобы всем было комфортно в процессе подготовки к показу. Плюс, мне очень важно собрать максимально разные типажи, я хочу дать шанс поучаствовать каждой, но в первую очередь отдаю предпочтение самым «нестандартным», тем, кто выбивается из общепринятого понятия «нормальной модели».

Опять же, на саму работу с ними уходит не так много времени, потому как я не требую походки «от бедра» и учиться ходить на неудобных шпильках. Мне нужно, чтобы каждой было максимально комфортно. Я даю им свободу в позировании, это их звёздный час, их выход, мы лишь отрабатываем очерёдность и траекторию движения, а на это достаточно и 2-х репетиций, судя по моему опыту.

Расскажите о самом показе, в чём его идея? Почему именно творчество Малевича?

Началось всё со сборов гостей в буфете «Одного театра», где стоял микрофон и зрители могли высказаться на тему искусства, своих форм и творчества Малевича. Изобразить идеальную на свой взгляд форму, пообщаться и отойти от рабочей суеты. После всех пригласили в зал через служебный вход, это был уже первый намёк на то, что зрители тоже участники действия, а не только лишь наблюдатели. Всем предложили расположиться прямо на сцене.

Началом погружения стал перформанс от краснодарского экспериментального театра «Лаборатория», именно он был отправной точкой для создания атмосферы и определённого настроя. Они показали размышления на тему творчества Малевича, как перехода за границу возможного для создания абсолютно нового. За основу был взят отрывок пьесы «Я – кровь» (1-й монолог книги «Я – ошибка» известного бельгийского художника, режиссера, хореографа, сценариста и перформера Яна Фабра.)

Это был некий эксперимент, вызов и тема для размышления о свободе и её границах. Это вызов, прежде всего самим себе. Ведь мы сами решаем, где проходят эти границы, и переходим их. Далее в дело вступил диджей Андрей Сухов  и начал вживую сводить музыку с рассуждениями зрителей из буфета.

Собственно сам показ одежды начался с графичного первого чёрного платья на манекене. Это тот самый «НОЛЬ». Манекен с идеальными формами, что мы часто видим в витринах магазинов, должен значить для нас ровно столько — ноль. После начали выходить живые и очень разные ДЕСЯТЬ моделей. Они демонстрировали разные периоды творчества Малевича.

Для финального выхода модели взяли в руки квадратные зеркала и прошлись вдоль зрителей, чтобы люди смогли посмотреть на свои отражения.  А когда модели выстроились в линию, начал звучать МАНИФЕСТ О ФОРМЕ. Он был о нас с вами и наших формах, об обществе и его нормах, о природе и природе комплексов. На выходе из театра зрителей ждало большое зеркало с призывом «посмотреть на идеальную форму». Ведь на самом деле, истина довольно проста  – у каждого она своя. Всё начиналось с квадратных пригласительных с браслетом, что предлагалось надеть в знак принятия и любви к своей форме и закончилось предложением посмотреть на себя в зеркало и уйти немножечко другим!

Довольны ли вы показом и отзывами гостей?

В целом, да, насколько это возможно для творческого человека и перфекциониста. Мне очень важно делать нечто большее, чем просто показ. Я стараюсь взять идею и постараться донести её до каждого зрителя разными способами на протяжении всего показа. Плюс, мне хочется быть ближе к народу. Я против закрытых модных мероприятий, хочется, чтобы такие мероприятия в нашем городе были доступны каждому. Но важно, чтобы каждый понимал, куда он идёт и почему там будут такие «модели». Я не делаю развлекательный контент, я стараюсь создавать события, которые заставляют задуматься. У меня нет задачи понравиться каждому, но зацепить, вызвать эмоцию и не оставить равнодушным — это для меня важно. И, кажется, в этот раз мне удалось.

Расскажите о своём бренде: как давно существует, какая идея лежит в основе?

Я начала активно заниматься своим брендом одежды ENNS с лета 2017 года, когда решилась уйти со стабильной работы из офиса. На тот момент я работала арт-директором в крупном брендинговом агентстве, но поняла, что пришло время следовать за своей мечтой, ведь шью я с 8 лет. Меня не остановило отсутствие «подушки безопасности» и стаж в графическом дизайне в 10 лет. Я решила уйти «в никуда» и начать с нуля, показывая тем самым, что никогда не поздно изменить свою жизнь. Так, на последнюю офисную зарплату, я пошила первую коллекцию, открыла маленькую студию одежды в центре Краснодара и решила стать свободным художником в мире моды.

Мне нравится создавать целые истории, а не просто вещи. Надевая их, ты ощущаешь себя по-особому, открываешь что-то в себе, смотришь на себя по-другому и словно рассказываешь всё это людям вокруг. Обычно я говорю, что моя одежда «для особого случая на каждый день». Я за максимальный комфорт и комфорт быть собой в любой ситуации. Просто натягивая утром джинсы и футболку, девушки словно лишают себя возможности оказаться вечером в театре. А ведь каждый день может внезапно стать особенным.  Считаю, что нужно всегда следовать своему стилю, неважно куда ты отправляешься, не нужно лишать себя индивидуальности, подражая общим трендам. Моя одежда про стиль, удобство и комфорт. Это не скучная повседневная одежда из натуральных тканей, где каждая вещь со своей историей.

Основную линейку марки я посвящаю известным художникам, в этих коллекциях все вещи в одном экземпляре. И также есть линия одежды SIMPLE, это более простые, понятные, «носибельные» и доступные, так скажем, базовые вещи. И не так давно я создала линию авторских футболок и сумок-шопперов из хлопка с моими фирменными иллюстрациями с цитатами и портретами художников, кому я посвящаю основные коллекции.

Чем вдохновляетесь на создание коллекций?

Буквально всем вокруг! Мне очень нравится фраза одного моего преподавателя: «Смотри вокруг на 360 градусов на всё, кроме одежды». Мне кажется, это идеально, ведь вдохновение, и правда, повсюду. Это может быть музыка, кино или просто сцена из жизни, увиденная внезапно в окно автобуса. Главное смотреть по сторонам и видеть.

Руководствуетесь ли при создании коллекций мировыми трендами или творите по наитию?

Только по наитию! Мода для меня — нечто быстротечное. Всё-таки я больше приверженец стиля и самовыражения своей индивидуальности, а не слепого следования трендам. В своей одежде я не стараюсь собрать все новомодные фишки, они итак есть повсюду.

Мне больше по душе Slow Fashion, именно эту философию я стараюсь продвигать в массы. Вещи со своей историей и особым характером, оторванные от «сегодняшних мимолётных трендов», вещи «носибельные» и исключительно из натуральных материалов, потому что я за комфорт и экологичность. Правда, моё чутьё всё же отлично работает, сама того не желая, часто могу предугадать, что будет актуально ближайшие пару лет. Но опять же, у меня есть табу, есть нелюбимые материалы, поэтому шить, например, неоновые поясные сумки я точно не буду.

Как вы представляете своего покупателя?

У меня нет никаких возрастных или бюджетных рамок. На практике я поняла, что мою одежду может приобрести как школьница, так и мама этой школьницы. Тут больше близость по духу. Мои вещи предпочитают настоящие «свободные художники», кому важно самовыражение с помощью одежды в том числе, и не важно, где и кем они работают и какой у них социальный статус. Моя одежда для тех, кто не боится быть собой, кто ценит свою индивудуальность и готов показать её миру. Для тех, кто любит эксперименты и качество. Эта девушка знает, что такое мода, но предпочитает стиль. Она творческая, даже если сама себя такой не считает. Она женственна, ценит комфорт, удобство и универсальность, и при этом любит вещи с характером.

Планы на ближайшее будущее?

Планов много, но и многое хочется оставить при себе. Единственное, скажу, что давно грежу собственным производством, хочется поднимать эту индустрию в нашей стране и в городе. И показывать нашим людям, что одежда российских дизайнеров может быть качественной, стильной, «носибельной» и вполне доступной!

Фото с показа
Назад 1 / 5 Вперед

Читайте больше интересного в краснодарских блогах: 

Новости Краснодара
  • Сейчас читают